Двигатели ЯМЗ

Август 2, 2020

С 2000 года ярославское ОАО "Автодизель" приступило к
производству головной модели . V-образного 8-ци-линдрового дизеля
ЯМЗ-7511.10. Как и большинство аналогов, он 4-тактный
длинноходный (диаметр цилиндра и ход поршня - 130х140 мм рабочий
объем цилиндров - 14,86 л] Двигатель соответствует экологическим
требованиям Евро-2 (правила ЕЭК ООН Ns 85, 24-03, 49-02В),
которые на 30 % жестче предшествующих по выбросам СО,
углеводородов, окислов азота и твердых частиц. Такие же
геометрические размеры каждого из цилиндров и у всех других
ярославских "шестерок" и "восьмерок" из модельных рядов ЯМЗ-236,
238 и 240.  Однако объем доработок на этот раз очень велик: более
90 % деталей мотора кардинально изменились. Семейство дизелей
ЯМЗ-840 с ходом поршня 140х140 мм в небольшом количестве,
диктуемом рынком, выпускается Тутаевским моторным заводом (V8] и
на "Автодизеле" (V12] Начиная с октября текущего года, 840-е
семейство полностью заменит 240-е, которое изготавливают для
карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30 и 42 тонны. Для
ЯМЗ-7511 с чистого листа . разработаны блок цилиндров с
усовершенствованной силовой схемой и цилиндропоршневая группа
Головки блока цилиндров тоже индивидуальные . Они менее подвержены
деформации, трещинообразованию и разрушению при температурном

расширении металла и более высокой степени сжатия.

Расход масла на угар - 0,2 % от общего расхода топлива.

Масса незаправленного двигателя со сцеплением . составляет
1260-1685 кг. Габариты силового агрегата - 2300х1045х1100 мм.
Расчетный ресурс - 800 тыс. км. По этим параметрам ярославский
дизель вплотную приблизился к западным стандартам. "МАЗ" -
главный потребитель евродвигателей.
В связи с тем, что основным потребителем выпускаемой
модификации двигателя ЯМЗ-7511.10 в настоящее время является РУП
"МАЗ", в комплект к нему предлагается 9-скорост-ная коробка
передач МАЗ-543205 (диапазон передаточных чисел - от 12,24 до
0,78), а 9-скоростная ЯМЗ-239 относится к разряду перспективных
Вину за это ярославцы возлагают на тутаевцев, до сих пор не
сумевших наладить ее производство. Кроме того, в комплектацию
МАЗ-534008, 544008, 643008 включены 16-ско-ростные коробки

передач Eaton RTO 12316А/17316А. Есть и форсированный вариант -


420-сильный ЯМЗ-7513, который можно устанавливать в моторные
отсеки МАЗов и КрАЗов . Ну, а пока, собственно, 7511-й выходит, по
словам специалистов КБ ОАО ХК "АвтоКрАЗ", за габариты радиаторной
решетки кременчугского "ти-раннозавра" примерно на 87 мм, а из-за
необходимости размещения Радиатора охладителя надувочного воздуха
- в сумме на 180 мм. А это требует не только полной переделки
оперения машины, но и усугубляет проблемы с точки зрения
возможного использования в качестве тягача [из-за слишком большой
длины автопоезда) на западноевропейских дорогах. Кстати, есть
сведения о том, что ныне "АвтоКрАЗ" делает ставку и на
300-сильный мотор ЯМЗ-7601.10 Евро-2, хотя в каталоге изделий ЯМЗ
претендентами на эту "шестерку" являются все те же перспективные
автомобили МАЗ, междугородные автобусы МАЗ-152 и "Волжанин-5268".
На базе конструктивных идей 7511-го выполнен 7601-й, но без
гасителя крутильных колебаний на коленчатом валу. Зато самосвал
КрАЗ-6510 прописан напротив 250-сильного двигателя ЯМЗ-236БЕ2-4
Евро-2, сагрегатированного, как и в случае комплектации седельных
тягачей МАЗ-543203-220 и лесовозов МАЗ-543403-220, со сцеплением
ЯМЗ-182, КПЯМЗ-238К7 и ТНВД типа 133.1111005-10. Генераторы,
правда, разные, но минимальный расход топлива (195 г/кВтч или 143
г/л.с. ч, длина (2180 мм] и масса (1350 кг) двигателя одинаковы.
Зато на дефорсированную "шестерку" ЯМЗ-236НЕ2 Евро-2 претендуют
не только многочисленные 2-осные модификации МАЗов, Урал-43206 и
"Волжанин-5270", но и отечественные ЛАЗ-52523,-4207 и -5207. У
этого двигателя такой же . минимальный удельный расход топлива, но
он короче (1800 мм), легче (1265 кг], а на ЛАЗах и "Уралах"
планируется использовать другой тип ТНВД (324.1111005-10).
Заканчивая экскурс по Евро-2, нельзя не упомянуть и о 300-сильных
ЯМЗ-238БЕ2-2 и 330-сильных ЯМЗ-238ДЕ2-2, которые всего лишь на 40
мм короче 7511-го. На них "положил глаз" Кременчугский автозавод,
планируя устанавливать их КрАЗ-7133Н4/Н6. Модификация двигателя
ЯМЗ-238ДЕ2-1 предназначена для многочисленных вариаций двух- и
трехосных МАЗов, среди которых и шасси, и седельные тягачи, и
20-тонные самосвалы МАЗ-551605. Двигатель несколько тяжеловат
(1580 кг), агрегатируется с 8-ступен-чатой КП ЯМЗ-238К7 (для
КрАЗов) и ЯМЗ-238М7 [для МАЗов), ТНВД 173.1111005-11 и
генераторами типа 1702.3771 (для КрАЗов), Г273В1 или 1322.3771
(для МАЗов). Евро-3 "не за горами".
ОАО "Автодизель" подготовило экспериментальный вариант на
основе двигателя ЯМЗ-7511, отвечающий требованиям Евро-3. В нем
предусмотрена изменяемая геометрия турбины и электронное
управление впрыском топлива . Оценив предложение компании "Robert
Bosch GmbH" как устаревшее и дорогостоящее, ярославцы с помощью
специалистов из Рыбинска ("Газомотор") и Саратова создают
электронную часть силового агрегата. Наряду с разработкой новой
"восьмерки" на заводе планируют приступить к выпуску "шестерок"
ЯМЗ-7601 в версиях 230, 250 л.с., причем на 250-сильную версию

уже есть заказчик - Ликинский автобусный завод. С помощью их дефорсирования и форсирования

конструкторы планируют перекрыть мощностные диапазоны 2- и

5-цилиндровых вариантов, существенно снизив затраты на подготовку
производства 530-гоемейства. В совокупности они могли бы
составить $ 300 млн. Минимальный удельный расход топлива у этих
двигателей - 201 г/кВтч или 148 г/л.с.ч, хотя масса (420 и 600
кг) и габариты [972х712х836 и 1240х740х836 мм) у них разные. Эти
двигатели для достижения уровня Евро-3 планируется оснащать

микропроцессорной техникой. Ведутся также работы по


переводу некоторых моделей дизельных двигателей, которые
предполагается эксплуатировать в городских условиях, на сжатый и
сжиженный газ. Вместо печально известной среди водителей КП
ЯМЗ-238А на конвейере завода - модели ЯМЗ-238М и ЯМЗ-238ВМ с
новыми планетарными демультипликаторами.
В первый год выпуска двигателей ЯМЗ-7511.10 у белорусских и
российских дальнобойщиков были определенные претензии к ТНВД
производства Ярославского завода топливной аппаратуры. Двигатели
часто выходили из строя в связи с недостаточной очисткой
внутренних полостей отливок от песка и стружки. С отладкой
технологического процесса производства на АО "ЯЗТА", контрольным
пакетом которого владеет ОАО "Автодизель", предпосылки к такого
рода неисправностям устранены. Популярность марки "ЯМЗ" у
потребителей привела к созданию ряда производств, которые, по
заявлению представителей ОАО "Автодизель", копируют оригинальную
продукцию предприятия, особенно детали цилиндро-поршневой группы.
При этом изготовители допускают отступления от технических
параметров изделий, что на практике ведет к ухудшению работы
двигателей после ремонта. Претензии к моторам с применением
"суррогатной" продукции, которая наносит значительный урон
репутации ОАО "Автодизель", завод не принимает и гарантии по ним
не несет.

Рассказать о статье